Рецензия на выставку «Housekeeping» в Wynwood hotel

С 5 октября по 15 января 2020 года в пространстве отеля WynWood Hotel проходит выставка графики, скульптур и фотографии шести петербургских художниц на тему домашнего хозяйства и его места в жизни современной женщины. 

Housekeeping – англ. домоводство”. Данное понятие сложилось в Викторианской Англии для обозначения порядка ведения большого хозяйства, и обеспечения правильной и слаженной работы домашнего персонала. Первоначально куратора выставки Анну Заведий вдохновилась изданием 1861 года “Книга об управлении домашним хозяйством” («The book of household management») Изабеллы Битон. В ней на 1300 страницах автор размышляет о роли женщины в быту и дает советы по домоводству. Создание подобной книги женщиной в то время являлось революционным событием, поскольку она показывала, насколько работа по дому и ведение хозяйства тяжело и трудоемко. Главная цель выставки показать и рассмотреть роль и место домоводства в жизни современной женщины.  Housekeeping, Анна Заведий, wynwood

Housekeeping, Анна Заведий, wynwood

Ася Маракулина. Часы. 2017. Ткань, вышивка. 24 х 2 см.

В WynWood Hotel шесть петербургских художниц (Саша Зубрицкая, Вероника Ивашкевич, Алина Кугушева, Ася Маракулина, Анна Прилуцкая, Алёна Терешко) соединяют привычные нам предметы, такие как посуда, зеркала, мебель — и создают арт-объекты, придавая привычным вещам новый смысл. В этот момент предметы теряют свое привычное значение, приобретая новое символическое  как бы говоря зрителю, что повторение домашних дел стало бесконечно воспроизводящимся действием. Художницы показывают абсурдность действий через свои арт-объекты. 

Часы, которые не показывают время Аси Маракулиной; зеркало, в которое нельзя посмотреться Алины Кугушевой; несъедобный ужин Вероники Ивашкевич 

Выставка располагается на шести этажах главной лестницы в холле отеля. 25 арт-объектов располагаются на стенах и в нишах между этажами. Выставка начинается с “Часов” Аси Маракулиной. Зритель сразу может поразмышлять на тему времени, которое уходит на дела, а также о типично “женском” занятии — вышивании. Маракулина часто в своих работах использует данную технику. Через неё она рассматривает как сложность данного занятия, так и момент медитации и успокоения через сам процесс вышивания. 

Саша Зубрицкая. Серия “Поражение”. 2017. Плакат, пленка. 120 х 64 см.

Саша Зубрицкая. Серия “Поражение”. 2017. Плакат, пленка. 120 х 64 см.

Саша Зубрицкая. Серия “Поражение”. 2017. Плакат, пленка. 120 х 64 см.

Далее по лестнице виден плакат Саши Зубрицкой из серии “Поражение”. Художница вносит в свои объекты мотив перчаток, которые символизируют защиту и преграду. Они одновременно защищают женские руки, но при этом делают их закрытыми, не давая к ним прикоснуться. Символ двойственности  всего сущего.

Саша Зубрицкая. Серия “Поражение”. 2017. Бумага, пленка. 30 х 40 см.

Саша Зубрицкая. Серия “Поражение”. 2017. Бумага, пленка. 30 х 40 см.

 

Алина Кугушева. Серия “Приглашение”. Зеркала, ветки. 53 х 41 см.

Алина Кугушева. Серия “Приглашение”. Зеркала, ветки. 53 х 41 см.

На этаже выше в углах располагаются объекты из серии “Приглашение” Алины Кугушевой. Зеркала, в которые трудно взглянуть, но если это получится, то твой облик видоизменяют ветви, вставленные в стекло. Как изменится образ зрителя в таком зеркале и что он увидит? Это своеобразное приглашение посмотреть на себя и остановиться на мгновение в бесконечной суете домашнего быта и вечной гонки в большом городе.  

Вероника Ивашкевич. Импровизированный ужин. 2016. Стекло, объекты.

Вероника Ивашкевич. Импровизированный ужин. 2016. Стекло, объекты.

Вероника Ивашкевич. Импровизированный ужин. 2016. Стекло, объекты.

Скульптурная группа в нише на третьем этаже установлена на маленьком столике. Под стеклянным колпаком располагаются разнообразные аппетитные куски тортов и пирожных. Лишь при внимательном рассмотрении зритель обнаружит, что они сделаны не из желе, а из настоящего стекла. То, что так манит, нельзя получить и съесть. Словно сокровища, эти объекты выглядят соблазнительно, но недостижимо.  

Анна Прилуцкая. Серия “Интерьер комнаты”. 2019. Фотография, печать на фотобумаге.

Анна Прилуцкая. Серия “Интерьер комнаты”. 2019. Фотография, печать на фотобумаге.

Анна Прилуцкая. Серия “Интерьер комнаты”. 2019. Фотография, печать на фотобумаге.

Выставка завершается серией фотографий “Интерьер комнаты” Анны Прилуцкой, в которой художница размышляет на тему обитания в пространстве квартиры. Как человек делает пространство комфортным под себя и как он сам подстраивается под него. С помощью мебели автор создает неудобные и необычные объекты, которые не применимы для комфортабельного жилья и исследует устройство быта. 

Анна Прилуцкая. Серия “Интерьер комнаты”. 2019. Фотография, печать на фотобумаге, лампочки.

Анна Прилуцкая. Серия “Интерьер комнаты”. 2019. Фотография, печать на фотобумаге, лампочки.

С течением времени рекомендации по ведению домашнего хозяйства стали несуразными, а многие не применимы к современной действительности. Роль женщины в нынешнем обществе показывает, что ее вовлеченность в публичной сфере выросла. Советы из подобных книг теперь выглядят неактуальными, а многие абсолютно бессмысленными в реалиях нашего времени.  

Тот факт, что выставка проходит в пространстве отеля, месте, где ведение хозяйства и правила гостеприимства является неотъемлемой частью данного бизнеса, показывает зрителю, что внутри данной системы домоводство является важным составляющим успешности этого бизнеса. 

Эта первая выставка в России, посвященная теме домоводства, которая проходит в пространстве отеля.  

На выставке зритель может увидеть женский взгляд на проблему прогрессивного общества: должна ли женщина заниматься домашним хозяйством? Применим ли образ домашней хозяйки к современной женщине? Художницы обнажают свои страхи и личные переживания в данной выставке. Как остаться счастливой и при этом быть самой собой? Это главный вопрос, который проходит через все объекты на экспозиции. 

Репост: