Борис Лурье. Американский нонконформист. До 11 ноября в Строгановском дворце.

Boris Lurie, борис лурье

«Красная живопись» (1961-69 гг.). Холст, свинцовые краски, песок. Red Painting. Lead paint and sand on canvas.
«Трафаретные No». 1969. Холст, акрил. Stencilled No’s. Acrylic on canvas.

«Борис Лурье, родившийся в Ленинграде в 1924 году и прошедший через нацистские концлагеря в годы войны, в 1950–1960-х годах присоединился к кругу нью-йоркского авангарда, в котором, по выражению Клемента Гринберга, «решалась судьба американского искусства».

Начав с фигуративной живописи экспрессивного толка и ряда работ в стиле жестовой абстракции, Лурье вскоре испытал разочарование в академизировавшемся абстрактном искусстве, которое успешно встраивалось в систему арт-рынка. Вместе с другими молодыми художниками Лурье пытался противостоять рыночному влиянию, работая с March Group Gallery,  построенной на кооперативных началах. Его произведения — коллажи с использованием низовых материалов — тяготели к поп-арту, преодолевая устремленность абстрактного экспрессионизма к заоблачным универсалиям. Однако если поп-арт работал с политически-злободневным и даже криминально-событийным (Энди Уорхол, Эдвард Кинхольц), избегая погружения в трагическое как непосредственное переживание, Лурье же, будучи носителем предельного опыта выживания в концлагере, нащупывает именно болевые точки: нацистские преступления против человечества, отражение сексуальности в массовом сознании, девальвацию телесного (не говоря уже о духовном) в обществе потребления.

Критика Бориса Лурье направлена на «картинку мира» в целом. Все чаще он поверх своих коллажей и объектов начинает ставить однозначную резолюцию — NO (нет). «NO» Лурье  обладает энергией прямого действия. В начале 1960-х складывается неформализованное направление NO!аrt, во главе которого становится Борис Лурье вместе с художником Сэмом Гудманом.

Работы Бориса Лурье представлены в ведущих музеях США. Выставка организована совместно с Boris Lurie Art Foundation.»

Boris Lurie, Борис Лурье

Шагающая обнаженная . Около 1955. Из серии «Расчлененные женщины». Саржа, масло.
Dismembered Women: Nude, Stepping. Circa 1955. Oil on cotton twill fabric.

Шагающая обнаженная . Около 1955. Из серии "Расчлененные женщины". Саржа, масло. Dismembered Women: Nude, Stepping. Circa 1955. Oil on cotton twill fabric. борис лурье

Boris Lurie, Борис Лурье

Boris Lurie, Борис Лурье

Без названия. Около 1970-1974. Картон, клейкая лента, бетон, бумага, коллаж, пластиковый цветок, акрил.
Untitled. Circa 1970-1974. Acrylic, plastic flower, paper collage, concrete, and tape on cardboard.

Boris Lurie, Борис Лурье

Без названия. Около 1974. Картон, акрил, коллаж, бумага, ткань.
Untitled. Circa 1974. Acrylic, paper collage, and tape on cardboard.

Boris Lurie, Борис Лурье

Boris Lurie, Борис Лурье

Boris Lurie, Борис Лурье

Волосы. 1972.
Ассамбляж: картон, парики, сухая краска, масло.
Hair. 1972.
Assemblage: dry paint, wigs and oil on cardboard.

Репост: