Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

«Человеческая глина».

В 1976 году Р.Б. Китай отобрал группу произведений британских художников для выставки «Человеческая глина» (галерея Хэйуорд, Лондон). В тексте, размещенном в каталоге, Китай использовал выражение «Лондонская школа» для обозначения художников, чьи работы были представлены на выставке и которых объединял прежде всего настойчивый интерес к изображению человеческой фигуры.

Хрупкость и одновременно жизнеспособность человеческого тела — одно из центральных проблем, к которым обращались художники Лондонской школы. Идеалу прогресса и претензии на новаторство они предпочли возвращение к вечной теме в искусстве — человек и его опыт взаимоотношения с миром. Фигуративная живопись стала для этих мастеров средством трансляции опыта, который рождался из переживания собственной телесности, в том числе в связи с процессом физической работы над картиной. Немалое влияние на их творчество также оказало острое осознание конечности и хрупкости существования, чему способствовали исторические обстоятельства, связанные как с прошедшей Второй мировой войной, так и с нависшей угрозой ядерного конфликта. Присутствие в картине «тела художника» (как говорил Бэкон, «живопись — это проецированная на холст структура чьей-то нервной системы») было призвано установить непосредственный, живой контакт со зрителем через понятный каждому чувственный, телесный опыт.

Фрэнсис Бэкон

Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych

Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych.

Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych

Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych

Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych Вторая версия триптиха. 1944. Х., масло, акрил. Second Version of Triptych

Наполовину люди, наполовину чудовища, эти кричащие существа впервые появляются в триптихе «Три этюда к фигурам у подножия распятия», созданном Бэконом в годы Второй мировой войны. Один из критиков охарактеризовал этот  триптих как отражение «жестокого мира, в котором мы выжили». Бэкон говорил, что деформированные фигуры — это древнегреческие эринии, богини мести, в то время как название отсылает к христианской иконографии Распятия. Первое представление этой работы публике в апреле 1945 года совпало с появлением первых документальных кадров нацистских концлагерей. В новом варианте картины, написанном в 1988 году, Бэкон изменил цвет фона с оранжевого на кроваво-красный и расширил свободное пространство вокруг фигур, изолируя их в звенящей пустоте.

Лежащая женщина. 1961. Х., масло. Reclining Woman. Tate: Purchased 1961.

Лежащая женщина. 1961. Х., масло. Reclining Woman. Tate: Purchased 1961.

Лежащая женщина. 1961. Х., масло. Reclining Woman. Tate: Purchased 1961. Лежащая женщина. 1961. Х., масло. Reclining Woman. Tate: Purchased 1961. Лежащая женщина. 1961. Х., масло. Reclining Woman. Tate: Purchased 1961.

Портрет Изабель Росторн. 1966. Х., масло. Portrait of Isabel Rawsthorne.

Портрет Изабель Росторн. 1966. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1966. Portrait of Isabel Rawsthorne.

Портрет Изабель Росторн. 1966. Х., масло. Portrait of Isabel Rawsthorne. Портрет Изабель Росторн. 1966. Х., масло. Portrait of Isabel Rawsthorne.

Это одно из многочисленных произведений Бэкона с изображением его подруги художницы Изабель Росторн, которая до Второй мировой войны в Париже позировала Андре Дерену и Альберто Джакометти.

Бэкон предпочитал создавать портреты по фотографии модели, а не писать с натуры. Важным для него было также близкое личное знакомство с позирующим. «То, что я хочу сделать, — это исказить объект и выйти за пределы его внешнего облика, но затем в этом искажении вновь вернуться к фиксированию внешнего образа», — говорил Бэкон.

Этюд к портрету на раскладной кровати. 1963. Х., масло. Галерея Тест: приобретено в 1963. Study for Portrait on Folding Bed.

Этюд к портрету на раскладной кровати. 1963. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1963. Study for Portrait on Folding Bed.

Этюд к портрету на раскладной кровати. 1963. Х., масло. Галерея Тест: приобретено в 1963. Study for Portrait on Folding Bed.

В работах Бэкона тело часто подвергается разрушительной деформации. На этом полотне почти невозможно разобрать детали изображения головы и нижней части тела. Бэкон использовал особую фактуру и колористические оттенки, чтобы передать мягкие ткани головы, кости и кровь. Капли и брызги краски напоминают вытекающие физиологические жидкости и акцентируют внимание на материальности тела и на возможном насилии в отношении него. Историк искусства Дэвид Меллор считал, что подобные работы имеют много общего с картинами Уолтера Сикерта, на которых он изображал лежащих на кровати проституток: по мнению исследователя, в этих работах «непристойный, низкий сюжет оказался хорош для крупного плана».

Три фигуры и портрет. 1975. Х., масло и пастель. Галерея Тейт: приобретено в 1977. Threee Figures and Portrait.

Три фигуры и портрет. 1975. Х., масло и пастель. Галерея Тейт: приобретено в 1977. Threee Figures and Portrait.

Три фигуры и портрет. 1975. Х., масло и пастель. Галерея Тейт: приобретено в 1977. Threee Figures and Portrait. Три фигуры и портрет. 1975. Х., масло и пастель. Галерея Тейт: приобретено в 1977. Threee Figures and Portrait.

Этюд к портрету II (по прижизненной маске Уильяма Блейка) 1955. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1979. Study for Portrait II (after the Life Mask of William Blake)

Этюд к портрету II (по прижизненной маске Уильяма Блейка) 1955. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1979. Study for Portrait II (after the Life Mask of William Blake)

Этюд к портрету II (по прижизненной маске Уильяма Блейка) 1955. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1979. Study for Portrait II (after the Life Mask of William Blake)

Картина относится к серии произведений, отправной точкой для создания которых послужила посмертная маска поэта и художника Уильяма Блейка. Бэкон впервые увидел эту маску в Лондоне, в Национальной портретной галерее; при работе он также использовал ее фотографии и даже специально приобрел отливку с неё. Выбор первоисточника соответствует предпочтению художника работать не с натуры, а использовать опосредованные изображения тел. Живопись здесь более сложная, чем кажется на первый взгляд, тонкие слои краски нанесены поверх насыщенного черного фона. Один из критиков писал: «Широкие мазки розового и лилового, с помощью которых Бэкон превращает восковую маску в человеческую плоть, создают впечатление боли, одиночества и невозмутимости духа».

Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972.

Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych — August 1972.

Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972.

Это произведение можно отнести к серии «Черных триптихов», в которых нашло выражение эмоциональное потрясение Бэкона после самоубийства его близкого друга Джорджа Дайера в 1971 году. Дайер изображен на левом полотне, Бэкон — на правом. 
Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972.
Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972.

Центральная группа написана по фотографии борцов из книги Эдварда Мейбриджа «Фигура человека в движении» (1901). Сидящие фигуры, как и изображение их схватки, помещены на фоне черной пустоты, и их агонию, показанную в центральной части триптиха, можно трактовать как борьбу жизни и смерти.

Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972. Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972.

Изображение Бэкона.
Триптих. Август 1972. Х., масло, песок. Галерея Тейт: приобретено в 1980. Triptych - August 1972.

Юэн Аглоу

Юэн Аглоу. Заги. 1981-1982. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1982. Zagi.

Юэн Аглоу. Заги. 1981-1982. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1982. Zagi.

Юэн Аглоу. Заги. 1981-1982. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1982. Zagi. Юэн Аглоу. Заги. 1981-1982. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1982. Zagi.

Чтобы придать своей модели гимнастическую позу, Аглоу использовал китайскую игрушку-акробата. Подход художника к изображению обнаженной натуры отличается сдержанностью, подавлением эмоциональной составляющей угоду «визуальной правде». О скрупулезности его метода работы свидетельствуют небольшие измерительные отметки, оставшиеся на изображении фигуры, — манера, унаследованная им от учителя, Уильяма Колдстрима. Такие отметки можно увидеть на многих работах Аглоу — художник оставляет их незакрашенными, чтобы подчеркнуть плоскостность живописной поверхности.

Юэн Аглоу. Заги. 1981-1982. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1982. Zagi.

Франк Ауэрбах.

Франк Ауэрбах. Обнаженная Э.О.У. 1953-1954. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1959. E.O.W. Nude.

Франк Ауэрбах. Обнаженная Э.О.У. 1953-1954. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1959. E.O.W. Nude.

Франк Ауэрбах. Обнаженная Э.О.У. 1953-1954. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1959. E.O.W. Nude. Франк Ауэрбах. Обнаженная Э.О.У. 1953-1954. Х., масло. Галерея Тейт: приобретено в 1959. E.O.W. Nude.

Франк Ауэрбах. Голова Э.О.У. 1959-1960. Б., уголь, акварель. Галерея Тейт: приобретено в 1976. Head of E.O.W.

Франк Ауэрбах. Голова Э.О.У. 1959-1960. Б., уголь, акварель. Галерея Тейт: приобретено в 1976. Head of E.O.W.

Эстелла Оливия Уэст была постоянной моделью Ауэрбаха с конца 1940-х годов и вплоть до 1973. Этот рисунок был полностью выполнен с натуры, его создание потребовало почти 70 сеансов. Для Ауэрбаха было характерным беспрестанно рисовать, стирать и переделывать изображение, так что окончательный образ выстраивался за счет многочисленных предшествующих проработок. В портретах Ауэрбаха зрительное впечатление от модели будто представлено в сконцентрированном виде. В результате длительного процесса работы бумага рвалась и протиралась, из-за чего приходилось подклеивать дополнительные листы и даже делать заплатки, как на данном рисунке.

Репост: