Рецензия на выставку «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний»

С 20 марта по 19 мая 2019 года в музее Фаберже проходит ретроспективная выставка живописи и графики супружеской пары Диего Риверы и Фриды Кало из музейных и частных собраний Мексики и Европы «VivalaVida».

Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже представляют масштабный выставочный проект, который не только показывает работы Риверы и Кало, но и рассказывает историю непростых отношений, ставшей одной из самых знаменитых пар в искусстве ХХ века. Живопись, графика, литографии, первобытные мексиканские статуэтки, а также архивные фотографии и письма. Всего более 90 произведений из музея Долорес Ольмедо (Мехико), собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, галереи «Арвил» (США), ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также не опубликованные ранее документы из российских государственных архивов. Вместе работы Риверы и Кало встречаются на площади трех залов, которые разделены на «мужскую» и «женскую» половины.

Автопортрет с обезьянкой, 1945, фрида кало

Автопортрет с обезьянкой, 1945

Диего ривера, Автопортрет в шляпе, 1913

Автопортрет в шляпе, 1913

Выставка открывается знаменитыми костюмами Фриды Кало, которые придумывались ею самой для создания национального образа истинной мексиканки. Эту идею подсказал ей будущий муж Диего Ривера. Для Кало одним из сюжетов её творчества была Мексика и её культура. Её фантастические костюмы также были частью её наследия.Поиски национальной идентичности будут сопровождать её творчество на протяжении всей жизни не только через создание национальных костюмов, а также через живопись и графику.

Живопись Кало на экспозиции начинается с автопортрета, того жанра, который стал для неё знаковым по многим причинам. После автомобильной катастрофы в 1926 году в возрасте 17 лет Фрида Кало, получив многочисленные увечья, остается прикованной к постели на целый год. В это время она начинает заниматься живописью. Как позже она скажет, что рисовала то, что знала лучше всего на свете – себя. Для неё становится вызовом и главной целью утвердить своё место в мире. Её судьба, участь и место в мире были главными сюжетами творчества. На протяжении всей жизни она занималась исследованием собственной идентичности и принадлежности в жизни.

Кало и Ривера знакомятся на его персональной выставке. Став супругами, Ривера и Кало в 1931 году уезжают в США. Ривера получает заказ на росписи для здания министерства народного образования, а Кало начинает писать портреты друзей и приближенных к их паре знакомых в стилистике итальянского проторенессанса («Портрет Евы Фредерик» 1931). На экспозиции представлены многочисленные живописные и графические работы в этом жанре. Её явно наивный стиль объясним прекрасным знанием тенденций искусства тех лет, влиянием примитивизма. Этот стиль станет для нее знаковым.

Кало рассказывает о своей жизни, о своей судьбе так, как никто до нее. Предельно откровенно она показывает то, что до неё в искусстве показано не было. Она рассказывает о своих болезнях, переживаниях, травмах, выкидышах, буквально выворачивая себя наизнанку в своих произведениях. Работая со своим телом через искусство, она показывала, что для неё значит её болезненное самоощущение в мире. Такие работы, как «Больница Генри Форда» или «Сломанная колонна» являются ярким примером крика души женщины.

Больница Генри Форда, 1932

Творчество Диего Риверы на выставке представлено практически всеми этапами. Художник-монументалист, на протяжении всей жизни он работал над созданием национального мифа о Мексике. Мексиканская культура и национальная идентичность станут главными мотивами в его масштабных фресковых работах. На выставке Ривера показан как станковый живописец. Влияния кубизма через дружбу с Пикассо, а также влияние Сезанна, поиски себя сквозь призму этих стилей особенно видны в работах «Алькериа» и «Телеграфный столб». Многочисленные пейзажи и портреты, по которым можно проследить становление мастера. Ривера несколько раз был в СССР и написал целый цикл детских портретов («Девочка с портфелем» 1956). Наивный стиль также присущ художнику.

Алькериа, 1914

Телеграфный столб, 1916

Экспозиция заканчивается ретроспективной выставкой редких фотографий Кало и Риверы.

Она – первая художница, которая смогла создать собственный образ, как целый бренд. Бунтарка, феминистка, революционерка, член коммунистической партии, при этом вся её жизнь строилась вокруг персоны мужа, без которого она не представляет своего существования. Он – главный художник Мексики ХХ века, любимец женщин, член коммунистической партии, человек мира.

История их жизни – это история любви и ненависти, дружбы и предательства, творческих взлетов и падений.

 

Репост: