Олдос Хаксли «Двери Восприятия» и «Рай и ад»

Олдос Хаксли "Двери Восприятия" и "Рай и ад"

Очень интересное эссе, в котором Хаксли описывает свой собственный опыт употребления мескалина в научном эксперименте под присмотром врача (1953). Описывается история открытия и процессы изучения мескалина и похожих галлюциногенов. Далее он описывает свои собственные ощущения от употребления мескалина, замечая усиленное восприятия цветов. искажения пространства и невозможность ощущать время. Хаксли также рассуждает о вреде алкоголя и его пагубном влиянии на человечество. Он считает, что алкоголь следует заменить на более щадящее «расслабляющее» вещество. Хаксли утверждает, что человечество не способно полностью отказаться от любых видов наркотических веществ, в виду своей природы.

«Проблемы, поднимаемые  алкоголем  и  табаком,  не  могут  быть  решены,   само   собой разумеется, запрещением. Универсальное и постоянно присутствующее стремление к самотрансценденции не должно быть упразднено захлопыванием ныне популярных Дверей В Стене. Единственная разумная политика — это открыть другие,  лучшие двери в надежде склонить мужчин и женщин сменить свои старые плохие привычки на новые и менее вредоносные.»

Эссе послужило толчком к массовому изучению «расширения границ восприятия» под действием психоделиков, оказав таким образом значительное влияние на социальные и культурные процессы второй половины XX века.

Для неограниченного употребления Запад позволил только алкоголь и табак. Мы сейчас гораздо больше тратим на напитки и табак, чем на образование. Это, конечно, не удивительно. Стремление бежать от своей самости и окружения присутствует почти в каждом почти постоянно.

Наш век — это век, среди прочего, автомобиля и  стремительно  растущего населения.  Алкоголь  несовместим  с  безопасностью  на   дорогах,   а   его производство, как и производство  табака,  обрекает  на  практически  полную стерильность  многие  миллионы  акров  самой  плодородной  земли.  Проблемы, поднимаемые  алкоголем  и  табаком,  не  могут  быть  решены,   само   собой разумеется, запрещением. Универсальное и постоянно присутствующее стремление к самотрансценденции не должно быть упразднено захлопыванием ныне популярных Дверей В Стене. Единственная разумная политика — это открыть другие,  лучшие двери в надежде склонить мужчин и женщин сменить свои старые плохие привычки на новые и менее вредоносные. Некоторые из этих других, лучших дверей  будут по природе своей общественными, технологическими, другие — религиозными  или психологическими,   еще   какие-то       диетическими,    образовательными, атлетическими. Но нужда в  частых  химических  каникулах,  дающих  отдых  от невыносимой самости и отвратительной среды окружения, совершенно  бесспорно, останется прежней. Необходим, прежде  всего,  это  новый  наркотик,  который облегчит и утешит наш страдающий биологический вид без  нанесения  вреда,  в конечном итоге, большего, чем то добро, которое  он  принесет  сразу.  Такой наркотик должен обладать эффективным действием в минимальных  дозах  и  быть синтетически производимым. Если он не будет обладать этими  свойствами,  его производство, подобно производству вина, пива, спирта и табака, будет мешать выработке пищи и тканей — продуктов первой необходимости.  Он  должен  быть менее  токсичным,  чем  опиум  или  кокаин,   менее   вероятно  производить нежелательные социальные последствия, чем  алкоголь  или  барбитураты,  быть менее неблагоприятным для сердца и легких, чем смолы и никотин сигарет. А  с положительной  стороны  он  должен  вызывать  изменения  в  сознании,  более интересные, более ценные по сути, чем просто успокоение или  навевание  сна, просто иллюзии всемогущества или освобождение от подавления.

 

В  равной  степени  не удивительно сегодняшнее отношение к напиткам и табаку. Несмотря на  растущую армию безнадежных  алкоголиков,  несмотря  на  сотни  тысяч  людей,  которых ежегодно увечат или убивают пьяные водители, популярные  комики  по-прежнему острят по поводу алкоголя и приверженных ему. И несмотря  на  свидетельства, связывающие сигареты с раком легких,  практически  все  расценивают  курение

табака как явление едва ли менее нормальное и естественное, чем прием  пищи. С точки зрения рационального утилитариста, это  может  показаться  странным. Для историка же это — именно то, чего следовало ожидать. Твердое убеждение в материальной реальности Ада никогда не отвращало средневековых  христиан  от того, к чему побуждали их амбиции, похоть или алчность. Рак легких, дорожные происшествия и миллионы несчастных и плодящих несчастье алкоголиков — факты, еще более бесспорные, нежели факт существования Инферно во времена Данте. Но все эти факты далеки и  несущественны  по  сравнению  с  близким,  ощущаемым фактом стремления — здесь и сейчас — к освобождению или успокоению, к  тому, чтобы выпить и покурить.

«Рай и ад»:

   Пост являлся не единственной формой физического умерщвления, к которому прибегали в древности алчущие духовного люди. Большинство из них регулярно применяло по отношению к себе кожаный кнут с узелками и даже железную проволоку. Такие самоизбиения были эквивалентом весьма обширного хирургического вмешательства без анестезии, и их воздействия на химию плоти кающегося были весьма значительны. Пока кнут усердно занимался своим делом, у человека высвобождались большие количества гистамина и адреналина. А когда полученные раны начинали гноиться (что происходило практически всегда — до наступления века мыла), различные ядовитые вещества, получающиеся при разложении белка, проникали в систему кровообращения. Но гистамин вызывает шок, а шок воздействует на разум не менее глубоко, чем на тело. Более того, большие количества адреналина могут вызывать галлюцинации, а некоторые продукты его разложения, как известно, приводят к симптомам, напоминающим симптомы при шизофрении. Что же касается токсинов, выделяющихся в ранах, то они нарушают ферментную систему, регулирующую работу мозга, и снижают его эффективность в качестве орудия для преуспевания в мире, где выживают наиболее биологически приспособленные. Именно этим можно объяснить, почему кюре д’Ар обычно говорил, что в те дни, когда он безжалостно бичевал себя, Бог не отказывал ему ни в чем. Другими словами, когда угрызения совести, отвращение к самому себе и страх ада высвобождают адреналин и гистамин и когда зараженные раны высвобождают продукты разложения белка в кровь, эффективность церебрального редукционного клапана снижается, и незнакомые аспекты Всемирного Разума (включая пси-феномены, видения и — если человек философски и этически к этому подготовлен — мистические переживания) втекают в сознание аскета.

<…>

предметом исторических документов является то, что большинство созерцателей систематически работало над изменением химии тела с намерением создать внутренние условия, благоприятствующие духовному прозрению. Когда они не голодали для уменьшения в крови сахара и витаминов и не хлестали себя кнутом для интоксикации гистамином, адреналином и продуктами разложения белка, они культивировали бессонницу и сотворение молитв в течение длительных периодов времени в самых неудобных позах, чтобы создать психофизические симптомы стресса. В промежутках они распевали бесконечные псалмы, увеличивая таким образом количество двуокиси углерода в легких и системе кровообращения, или, если они жили на Востоке, делали дыхательные упражнения с той же целью.

Репост: