Стендаль «Крансое и чёрное».

Стендаль «Крансое и чёрное»

Действие романа происходит в 1820-е годы во Франции. Сюжет взят из газетной статьи, которую прочитал Стендаль.
Типичный случай: обеспеченный человек нанимает для своих детей гувернера — Жюльена Сореля. Он тщеславен, амбициозен и эгоистичен, при этом старается как можно более тщательно скрывать сей факт. Жюльен источает благочестие, наизусть читает отрывки из Библии, в совершенстве знает латынь. Главная цель его жизни — власть и деньги любыми возможными способами. Читатель наблюдает историю «успеха» персонажа от самого начала и до конца.
Роман был крайне популярен в последней трети 19 века, как предшественник психологического реализма. Данное направление именно в то время становится одним из ведущих в европейской литературе.
Книга была запрещена в России в 1850 году Николаем I, а в 1864 году Ватиканом.
Именно творчество Стендаля впоследствии будет неразрывно с творчеством Достоевского. Роман «Преступление и наказание» имеет ярко выраженную ориентацию на французский реализм 19 века. Свою наполеоновскую теорию Раскольников «позаимствовал» у Запада — героев Стендаля и Бальзака. Достоевский подал её в крайне резком и не эстетическом виде, как бы сразу выделяя её античеловеческую и разрушительную сущность. «Преступление и наказание» — русский вариант истории о гордом и честолюбивом человеке, задавленного бедностью, который отчаянно жаждет порвать с ней любым способом.

Заметно и явное различие между Сорелем и Раскольниковым. Сорель «учился» юлить, хитрить, врать, лицемерить. Он шел к своей цели медленно и шаг за шагом. Раскольников жаждет всё и сразу, от чего не может таить содеянное в себе.
Гениальная вещь.

«Мадемуазель де Ла-Моль в совершенном упоении только и думала о той восхитительной минуте, когда ее чуть было не убили. Она уже едва ли не говорила себе: «Он достоин быть моим господином: ведь он готов был убить меня. Сколько понадобилось бы сплавить вместе этих прелестных великосветских юношей, чтобы добиться такого взрыва страсти?
Надо признаться, он был очень красив в ту минуту, когда встал на стул, чтобы повесить шпагу, и старался, чтобы она приняла то же самое живописное положение, какое придал ей обойщик-декоратор. В конце концов я уж вовсе не так безумна, что полюбила его».
Репост: