James McNeill Whistler

Джеймс Эббот Макнил Уистлер (1834—1903) — англо-американский художник. Один из ключевых тоналистов — предшественников импрессионизма и символизма. В начале своей карьеры Уистлер удивлял современников плоскостностью и орнаментальностью изображений — в этом отразилось его раннее увлечение японским искусством. С импрессионизом его сближало стремление запечатлеть первое поэтическое, музыкальное впечатление от предмета, будь то пейзаж или человеческая фигура. Разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями».

Portrait of Whistler with Hat, 1858

Portrait of Whistler with Hat, 1858

Уистлер знаменит портретом своей матери. Симфония черного и серого цвета. Находится в музее Орле в Париже.

Arrangement in Grey and Black: Portrait of the Artist's Mother (1871)

Arrangement in Grey and Black: Portrait of the Artist’s Mother, 1871

В 1855 году он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра, испытал влияние Коро и Курбе, а также прерафаэлитов.

Начиная с 1855 года, японские товары и произведения искусства завозятся в большом количестве во Францию и Англию, проводятся их выставки. Японские цветные гравюры, фарфор, вышитые кимоно и другие изделия пользуются огромным успехом у публики.

James McNeill Whistler, Purple and Rose- The Lange Leizen of the Six Marks

Purple and Rose- The Lange Leizen of the Six Marks. 1864 год, х.м., Philadelphia Museum of Art, Филадельфия, США

Восхитительный женский портрет на первый взгляд, но при рассмотрении композиции, он скорее похож на натюрморт. С большой любовью прописаны орнаменты и узоры на одежде и посуде. Ваза справа внизу будто действительно покрыта глазурью.

Whistler, Caprice in Purple and Gold, 1864

Caprice in Purple and Gold, 1864

Джеймс Уистлер является одним из наиболее видных представителей направления «японизм» среди художников, живших и работавших в Англии. Он одевает натурщиц в кимоно, использует при создании композиции предметы японского декоративного искусства.

Symphonie in White No. 2, Girls in White (1864) (featuring Joanna Hiffernan)

Symphony in White, No. 2: The Little White Girl 1864 James Abbott McNeill Whistler 1834-1903 Bequeathed by Arthur Studd 1919

Ещё несколько замечательнейших работ Уистлера.

Nocturne in Black and Gold, The falling Rocket (c. 1874 - 1875)

Nocturne in Black and Gold, The falling Rocket (c. 1874 — 1875)

Маслянистая гладь Темзы. Темное небо в желтых оспинах искр. Дым над водой, за которым смутно угадываются очертания Челси. Это зыбкое, сновидческое, выдержанное в ультимативно мрачных тонах полотно, прекрасно характеризует творческий метод Уистлера, который считал, что предназначение живописи – не фиксировать реальность, а передавать впечатления от нее.

Разумеется, в 1877-м немногие разделяли его взгляды. Особенно разозлила «падающая ракета» Джона Рескина – художника, писателя, историка живописи и весьма авторитетного арт-критика. Рескин не был ретроградом – он активно поддерживал прерафаэлитов, он открыл современникам Уильяма Тернера. Но и у прогрессивности Рескина были границы.

«Я много слышал о бесстыдстве и самомнении кокни, – писал Рескин в лондонской прессе. – Но не думал, что мне доведется увидеть, как самодовольный скоморох станет требовать двести гиней за то, что плеснул из горшка с краской в лицо публике».

Уистлер не захотел мириться с публичной поркой и подал на Рескина иск за клевету. Когда адвокат Рескина спросил в суде, сколько времени Уистлер работал над картиной, тот ответил: «Два дня». «И за два дня работы вы хотите получить 200 гиней?!» «Нет, — парировал Уистлер, — я хочу получить эту плату за знания, которые добывал всю свою жизнь». Уистлер рассчитывал, что в суде за него вступятся коллеги, но мало кто стал на его сторону – слишком велик и грозен был авторитет Рескина. Не помогло даже то обстоятельство, что сам критик не явился на слушание по причине душевного нездоровья.

Суд признал Джона Рескина виновным в клевете: в конце концов, Уистлер никого не обливал из горшка с краской, да и кокни из него — уроженца США — получился так себе. Однако вместо требуемых 1000 фунтов Уистлер получил символическую компенсацию в четверть пенса. Судебные издержки практически разорили Джеймса Уистлера, ему пришлось распродавать имущество и объявить себя банкротом. Позднее Джеймс Уистлер включит воспоминания о тяжбе с Рескином в свою книгу с красноречивым названием «Изящное искусство заводить врагов».

Arrangement in Black, No. 5 (Portrait of Lady Meux), oil on canvas painting by James McNeill Whistler, 1881, Honolulu Academy of Arts

Arrangement in Black, No. 5 (Portrait of Lady Meux), oil on canvas painting by James McNeill Whistler, 1881, Honolulu Academy of Arts

Mother of Pearl and Silver The Andalusian (1888-1900)

Mother of Pearl and Silver The Andalusian (1888-1900)

Harmony in Grey and Green Miss Cicely Alexander (1873)

Harmony in Grey and Green: Miss Cicely Alexander 1872-4 James Abbott McNeill Whistler 1834-1903 Bequeathed by W.C. Alexander 1932

Nocturne in Pink und Grey, Portrait of Lady Meux (1881-1882)

Nocturne in Pink und Grey, Portrait of Lady Meux, 1881-1882

Я заметила некоторое сходство в технике между работами Уистлера (1834-1903) и Пюви де Шаванна (1824-1898) — французский художник-символист. Особенно в портретном жанре.

Пюви де Шаванн, Девушки у моря

«Девушки у моря» (1879)

Пюви де Шаванн, «Мадлен» (1897)

«Мадлен» (1897)

James McNeill Whistler - Annie Haden

James McNeill Whistler — Annie Haden. Гравюра, сухая игла.

Его печатные произведения представляли собой тонкое смешение различных влияний: развития техники английского офорта, эстетики французского импрессионизма и японской гравюры.

Репост: