Выставка «Исаакиевский собор. К истории создания» в Русском музее

«Исаакиевский собор. К истории создания»

Друзья, как и обещала, показываю вам часть выставки «Исаакиевский собор. К истории создания», которая уже идёт в корпусе Бенуа и продлится до 14 января 2019 года. Если вас заинтересовала тема, то я рада, поскольку выставка замечательная и представляет собой крайне редкое событие — показ графических работ. Бумага очень светочувствительный материал, а также она попросту крайне хрупкая, поэтому почти всё, чем владеет Русский музей хранится в «отделе рисунка» и скрыто от посетителей. Мы можем посмотреть несколько десятков рисунков и картонов в академических залах (14 и 15), но это ничтожно мало в сравнении с огромной коллекцией музея. Поэтому сходить на выставку стоит, если вас интересует хотя бы понятие «рисунка», как вида искусства, Исаакиевский собор, а также творческий процесс работы над его убранством Брюллова, Басина и Бруни.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Апостол Филипп.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Апостол Филипп. Картон. 1843-1844. Композиция росписи барабана главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Апостол.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Апостол. Картон. 1843-1844. Композиция росписи барабана главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Апостол.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Апостол. Картон. 1843-1844. Композиция росписи барабана главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, уголь, мел.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Фигура апостола.

Карл Павлович Брюллов (1799-1852). Фигура апостола. Набросок. 1843-1844. Бумага коричневая, итальянский карандаш, мел.

Альбом К.П. Брюллова

Альбом К.П. Брюллова (1799-1852) с набросками к росписям Исаакиевского собора. 1843-1844.

К.П. Брюллов (1799-1852). Летящий ангел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Летящий ангел. 1843-1844. Композиция для росписи плафона главного купола. Бумага, уголь, растушёвка, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Летящий ангел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Летящий ангел. 1843-1844. Композиция для росписи плафона главного купола. Бумага, уголь, растушёвка, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

К.П. Брюллов (1799-1852). Бичевание Христа. Картон. 1843-1844. Композиция росписи в аттике под северо-западным парусом главного купола. Бумага грунтованная, дублированная на холст, итальянский карандаш, уголь, мел.

Небольшой текст о самой выставки от сотрудников Русского музея: «Исаакиевский собор, каким он предстает сегодня, выглядит иначе, чем задумывался. Своды и стены храма должным были быть расписаны. Именно монументальной живописи отводилась ведущая роль в ансамбле. Но уже в самом начале стал вопрос о замене части росписей на мозаики. К 1914 году в иконостасе, на пилонах и парусах собора появились 62 мозаичные работы. Представленные на выставке картоны и эскизы, прежде всего Карла Брюллова и Фёдора Бруни, позволяют увидеть замысел, который не был реализован. Исторически сложилось так, что Русский музей обладает уникальным по полноте, хотя и далеко не исчерпывающим комплексом подготовительных материалов к росписям Исаакиевского собора. Картоны Фёдора Бруни (1801-1875), Карла Брюллова (1799-1852) и Петра Басина (1793-1877), непосредственно предваряющие их живописные работы на стенах, были среди первых поступлений в музей в 1897 году. Потомки Брюллова и Барина в 1910 году передали в музей альбомы с набросками и рисунками, а во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов музейное собрание дополнительно пополнилось рисунками и картонами художников. Таким образом оказалось, что в Русском музее представлены не только все необходимые этапы работы, но и «кухня» художников, сохранившаяся в десятках и сотнях рисунков. В них зафиксированы рождение замысла, сложность творческих поисков, происходивших в напряженном и порой жестком взаимодействии художников и властью.»

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Марк.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Марк. Между 1843 и 1847. Эскиз для северо-восточного паруса. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Марк.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Марк. Между 1843 и 1847. Эскиз для северо-восточного паруса. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Две мужские головы, левая и правая руки, левая ступня.

К.П. Брюллов (1799-1852). Две мужские головы, левая и правая руки, левая ступня. Между 1843 и 1847. Этюд для росписи главного купола. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Две мужские головы, левая и правая руки, левая ступня.

К.П. Брюллов (1799-1852). Две мужские головы, левая и правая руки, левая ступня. Между 1843 и 1847. Этюд для росписи главного купола. Холст, масло.

«27 января 1843 года Николаем I был утвержден проект внутреннего убранства Исаакиевского собора, представленный Огюстом Монферраном. В разработке программы росписей участвовал сам император и представители Синода. Учитывая грандиозный масштаб задуманного, первоначально предполагалось участие в работе семнадцати художников. Среди приглашенных были крупнейшие отечественные живописцы. «[…] не опасаясь, скажу, — писал Монферран, — что гг. Брюллов, Бруни, Басин украсят внутренность Исаакиевского собора так, что оная в красоте превзойдет храмы, сооруженные в последнее время. Счастлив архитектор, которому будут способствовать подобные художники». Брюллову предстояло расписать главный купол, Бруни — своды центрального нефа и часть аттика, Басину — приделы Св. Александра Невского, Св. Екатерины и также исполнить росписи в аттике. Необходимо было представить эскизы — графический (общий замысел) и живописный (цветовое решение), затем картон композиции в полный размер. Эскизы утверждались императором, картоны — представителями Синода. Карл Брюллов начал росписи в соборе в 1845 году одним из первых. Вскоре, по причине расстройства здоровья, он оставил работы, и завершать начатое им пришлось Петру Басину. В 1848-1854 годах Басин исполнил не только росписи в главном куполе, но также и недостающие к ним картоны по эскизам Брюллова. Подобное обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе произведений двух художников. Со временем они утратили подлинное авторство. Картоны Брюллова, изображающие апостолов для барабана главного купола, оказались приписанными Басину, а два картона Басина из цикла «Страсти Христа» стали считаться работами Брюллова. Их экспонирование в пространстве одной выставки дает наглядную возможность сопоставить и оценить профессионализм одного и артистизм другого мастера.»

К.П. Брюллов (1799-1852). Святой Иероним (?). Маска М.И. Глинки.

К.П. Брюллов (1799-1852). Святой Иероним (?). Маска М.И. Глинки. Голова М.И. Глинки в профиль. Между 1843 и 1847. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Матфей.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Матфей. Между 1843 и 1847. Эскиз для юго-восточного паруса. Холст, масло.
Евангелист Лука. Между 1843 и 1847. Эскиз для юго-западного паруса. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Лука.

К.П. Брюллов (1799-1852). Евангелист Лука. Между 1843 и 1847. Эскиз для юго-западного паруса. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Голова апостола Петра для группы "Апостолы Петр и Павел с ангелами". Между 1843 и 1847. Этюд для росписи главного купола. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Голова апостола Петра для группы «Апостолы Петр и Павел с ангелами». Между 1843 и 1847. Этюд для росписи главного купола. Холст, масло.

Еще один комплекс картонов для росписей Исаакиевского собора в
собрании Русского музея, никогда ранее не экспонировавшийся в такой
полноте, составляют работы Фёдора Бруни. В этих монохромных работах
Бруни минималистскими средствами достигает необычайной
выразительности и эмоциональной насыщенности, иногда отчасти
утраченных им в росписях. Каждый сюжет получает свою глубоко
индивидуальную трактовку. Представленные на выставке картоны
«Всемирный потоп» (1844-1845), «Страшный суд» (1844-1845), «Видение
пророка Иезекииля» (1844-1845) — безусловно относятся к творческим
удачам художника и наряду с картонами Карла Брюллова составляют одну
из самых значительных страниц истории русской монументальной графики
середины XIX века.
Самые разные обстоятельства и причины, начиная от вмешательства
императора и Синода и заканчивая неожиданными техническими
проблемами, не позволили воплотить Карлу Брюллову, Петру Басину и
Фёдору Бруни свои первоначальные замыслы. И только сохранившиеся
картоны, эскизы и наброски, представленные на выставке, дают
возможность представить внутреннее убранство собора таким, как оно
виделось его создателям — грандиозным памятником русского
монументального искусства.
К.П. Брюллов (1799-1852). Голова старика.

К.П. Брюллов (1799-1852). Голова старика. Между 1843 и 1847. Этюд для росписи главного купола. Холст, масло.

К.П. Брюллов (1799-1852). Голова старика.

К.П. Брюллов (1799-1852). Голова старика. Между 1843 и 1847. Этюд для росписи главного купола. Холст, масло.

1710 — Построена первая (деревянная) церковь, посвященная Св. Исаакию Далматскому, небесному покровителю Петра I. 

1712-1728 — Строительство второй (каменной) Исаакиевской церкви по проекту Георга Маттарнови.  

1735 — В церкви произошел пожар, и после неоднократно возникал вопрос о её существовании.  

1768 — Закладка Исаакиевского собора по проекту Антонио Ринальди.  

Вторая половина 1790-х — По распоряжению Павла I наиболее ценные материалы были направлены на строительство новой императорской резиденции — Михайловского замка. В. Бренна получил распоряжение завершить постройку собора минимальными средствами.  

1802 — Освящение Исаакиевского собора, возведенного со значительными изменениями в проекте Ринальди.  

1809, 1813 — Конкурсы на перестройку собора, в которых принимали участие Чарльз Камерон, Джакомо Кварнеги, Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Жан-Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзага, Луиджи Руска, Василий Стасов и другие. Ни один из проектов не был одобрен императором, так как не был учитывал главного требования — сохранить алтарную часть старой постройки и часть кладки. 

1817 — Огюст Монферран, рекомендованный Александру I Августином Бетанкуром, председателем Комитета о городских строениях Санкт-Петербурга, исполнил три предварительных проекта собора. 

1818 — Утверждение проекта Монферрана. Создание специальной Комиссии по постройке Исаакиевского собора (в дальнейшем Комиссия по построению Исаакиевского собора). 

1819, 26 июля (здесь и далее даты по старому стилю) — Закладка Исаакиевского собора по проекту Монферрана.  

1820 — Начало добычи мрамора для облицовки фасадов и интерьера собора на Твидийских и Рускольских мраморных ломках. Опубликованы гравированные чертежи собора Монферрана — Montferrand A. Notice sur l’exploitation des trente-six colonnes en granite, destinues a la contruction des portiques de l’Iglise de St. Isaac. St-Petersbourg, 1820. После публикации чертежей, вызвавших дискуссию, строительство собора было приостановлено на несколько лет. 

1821 — При Академии художеств создан Комитет для рассмотрения проекта Монферрана. 

1824 — Новый конкурс проектов собора, в котором приняли участие Василий Стасов, Андрей Михайлов 2-й, Авраам Мельников и другие. Монферран также принял участие. 

1825, 3 апреля — Александр I утвердил новый проект Монферрана. Возобновление строительных работ.  

1828, 20 марта — Установлена первая колонна северного портика; для участия в церемонии было разослано 250 приглашений. 

1829-1830 — Установка колонн южного, западного и восточного портиков.  

1835, 14 февраля — Николай I утвердил после внесения изменений третий проект Монферрана. 

1836 — Завершение возведения стен и опорных столбов. 

1837, 18 августа — Открытие железной дороги для доставки строительных грузов от пристани у Исаакиевского наплавного моста до строящегося здания собора. 

1837, 7 ноября — Установлена первая колонна барабана купола. 

1841 — Монферран и Лео фон Кленце представили в Комиссию проекты внутреннего убранства собора. Закончены работы по сооружению купола.  

1843, 19 января — Одобрение Комиссией нового проекта Монферрана по оформлению внутреннего убранства собора. 

1843, 27 января — Утверждение Николаем I нового проекта Монферрана по оформлению внутреннего убранства собора. 

1843, 13 ноября — Художники, в том числе Карл Брюллов, Фёдор Бруни, Пётр Басин, Василий Шебуев, подписали контракты (“условия”) на выполнение живописных работ в соборе. 

1844, 20 и 25 октября — Осмотр картонов в Академии художеств представителями Синода.  

1845, 25 января — Осмотр картонов в Академии художеств Николаем I. 

1845, лето — Экспонирование картонов Федора Бруни в Зимнем дворце. 

1845-1853 — Осуществление росписей в интерьере собора Карлом Брюлловым, Фёдором Бруни, Петром Басиным, Василием Шебуевым, Алексеем Марковым и другими художниками. 

1846, осень — Экспонирование картонов на выставке в Академии художеств. 

1846 — Карл Брюллов прекратил работу над росписями в соборе. 

1848 — Пётр Басин дал подписку на завершение всех работ, начатых Карлом Брюлловым. 

1851-1914 — Перевод ряда живописных произведений в мозаики. 

1856, 13 августа — Посещение собора Александром II с августейшим семейством. 

1858, 30 мая — Освящение и открытие собора. 

1928 — Закрытие собора. 

1931 — Открытие в бывшем соборе антирелигиозного музея.  

1957 — Открытие собора как музея-памятника.  

Репост: